Мой сайт
Главная
Вход
Регистрация
Суббота, 21.09.2024, 03:13Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела

Меню сайта


 

2


Итогового теста по дисциплине логика


10 рублей за вопрос

Письма присылайте на Почтовый ящик
 


Тесты к теме 1
1. Возникновение логики в истории человечества было связано с необходимостью:
а) развития материальных и культурных ценностей общества,
б) упрочения экономического потенциала страны,
в) формирования правильного, точного, ясного мышления,
г) обоснования новых представлений о мире и обществе.
 
2. Логика в жизни человека нужна для того, чтобы:
а) находить верных друзей,
б) искать нужных людей для решения проблем в случае возникновения сложных ситуаций,
в) раскованно общаться с друзьями и девушками,
г) правильно строить свои мысли и грамотно изложить их другим людям,
д) одерживать верх в дискуссиях с товарищами,
ж) не оказаться обманутым продавцом при покупке товаров в магазине.

3. Родиной зарождения западноевропейского логического знания можно назвать:
а) Индию,
б) Грецию,
в) Рим,
г) Египет,
д) Китай.

4. Основателем западноевропейской логики принято считать:
а) Аристарха,
б) Антихона,
в) Абельяра,
г) Августина,
д) Аристотеля,
ж) Ахриппа.

5. Ниже перечислены фамилии мыслителей. Укажите (обведите в кружочек) те фамилии ученых, которые были причастны к развитию логики:
а) Анаксагор,
б) Аристотель,
в) Анаксимандр,
г) Бруно,
д) Леонардо да Винчи,
ж) Бредли,
з) Бэкон,
е) Демокрит,
и) Декарт,
к) Кант,
л) Лейбин,
м) Лейбниц
н) Кальвин,
о) Гемпель,
п) Гегель,
р) Милль.

6. Ниже обозначены два столбца – А и Б – с предметными областями, которые изучаются формальной логикой и диалектической логикой. Определите, какому столбцу какая логика имеет отношение:
А-ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА
а) формы мышления (понятия, суждения, умозаключения),
б) логические законы,
в) связи между мыслями,
г) истинность высказывания,
д) определенность мысли,
ж) доказательность мысли,
з) внешняя правильность логического предложения,
е) правила рассуждения;
Б-ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
а) принципы формирования знания,
б) содержание знания,
в) развитие знания,
г) диалектические законы,
д) категориальный строй мышления.

7. Какое из определений логики соответствует предмету диалектической, а какое формальной логики:
а) логика изучает формы мышления, отвлекаясь от их содержания и развития,- формальная логика
б) логика исследует формы мышления в единстве с содержанием и в их историческом развитии,- диалектическая логика
в) логика анализирует субъект- предикативное отношение,- формальная логика
г) приведенные определения не соответствуют ни диалектической, ни формальной логике

8. Впишите законы, относящиеся к формальной логике
а) Закон тождества
б) Закон непротиворечия
в) Закон исключенного третьего
Закон достаточного основания

И диалектической логике
а) единства и борьбы противоположностей
б) взаимного перехода количественных и качественных изменений
в) отрицания отрицания

9. В сложных суждениях предложения связываются между собой с помощью:
а) предлогов,
б) союзов,
в) логических операторов,
г) частиц,
д) логических связок.

10. Логика как наука нужна для изучения:
а) природных явлений и предметов,
б) общественных процессов и событий,
в) культурных особенностей социально-исторической эпохи,
г) психологических особенностей человеческого сознания,
д) содержательных механизмов развития научного знания,
е) форм мышления.

Тесты к теме 2
1. В каких формах осуществляется познавательная деятельность человека:
а) бессознательной,
б) чувственной,
в) сознательной,
г) рациональной,
д) подсознательной,
ж) психологической

2. В каких формах представлено чувственное познание:
а) созерцания,
б) ощущения,
в) восприятия,
г) обдумывания,
д) представления,
ж) описания

3. В мышлении мир отражается в его:
а) многообразных цветах, красоте предметов,
б) связях и отношениях предметов,
в) причинно-следственных взаимодействиях предметов и явлений,
г) изменчивости или постоянстве климата,
д) смене времен года,
ж) смене дня и ночи

4. Выявление существенных, устойчивых, необходимых, субстанциональных связей, основанных на реальных зависимостях предметов природы, отделив их от случайных совпадений, осуществляется в познании в процессе:
а) чувственных операций,
б) мистических операций,
в) мыслительных операций,
г) телепатических операций,
д) интуитивных операций.

5. В каких формах отражается мир в логическом мышлении:
а) в представлениях,
б) в понятиях,
в) в понимании,
г) в суждениях,
д) в самоанализе,
ж) в умозаключениях.
з) в гипотезах

6. Ниже перечислены методы. Выделите те из них, которые используются при конструировании понятия.
а) Наблюдение.
б) Эксперимент.
в) Описание.
г) Синтез.
д) Сравнение.
ж) Измерение.
з) Абстрагирование.
е) Обобщение.
и) Классификация.
к) Формализация.
л) Анализ.
м) Аксиоматизация.

7. К двум логическим характеристикам понятия относятся:
а) самодостаточность понятия,
б) содержание понятия,
в) сопоставимость понятия,
г) сравнимость понятия,
д) объем понятия,
ж) объективность понятия,
з) абстрактность понятия,
е) осмысленность понятия.

8. По содержанию между понятиями возникают отношения:
а) логичности,
б) диалектичности,
в) противоречивости,
г) сравнимости,
д) несравнимости,
ж) соединимости.

9. По объему между сравнимыми понятиями возникают отношения:
а) сопричастности,
б) совместимости,
в) сопоставимости,
г) несовместимости,
д) несоединимости,
ж) несовершенства.

10. Между совместимыми понятиями по объему возникают отношения:
а) равносторонности,
б) равнообъемности,
в) равнообъемности,
г) равноценности,
д) равнозначимости,
ж) перекрещивания,
з) подчинения.

11. Могут ли находиться несовместимые понятия по объему в отношениях:
а) соподчинения,
б) противоречия,
в) противоположности

12. Перечислите ниже возможные определения понятия:
а) Понятие представляет собой элементарную единицу и предельно сжатое знание, основное содержание мышления, форму его существования и способ действия с определенными объектами (реальностью).

б) Понятие есть опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.

в) Как мы уже говорили, понятия являются емкими знаниями об общих существенных признаках предметов. Понятия позволяют видеть отдельные предметы или класс предметов на основе тех или иных свойств или отношений.

г) Отражая существенные признаки, связи и отношения между предметами реального мира, понятия выступают как взаимосвязанные формы мышления, находящиеся в определенных отношениях друг другу.

д) Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы рационального познания, то есть мышления, мыслительной деятельности человека.

ж) Понятия являются одним из главных способов духовного освоения мира человеком.

13. Назовите правила определения понятий:
а) Определение должно быть соразмерным
Определение должно исключать возможность возникновения порочного круга.
Определение должно быть лаконичным, ясным, понятным

14. Запишите в столбик правила деления понятий:
а) Деление должно быть соразмерным
 неполнота в делении
излишество в делении
б) . Деление должно производиться по одному основанию
в) Члены деления должны исключать друг друга
г) . Деление должно быть последовательным и непрерывным

15. Определите, ограничение понятий – это:
а) перейти от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием или
б) перейти с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Тесты к теме 3
1. Определите, выражают ли нижеприведенные предложения и слова логические суждения:
а) ясный сокол,
б) орел,
в) детвора ушла по грибы,
г) во дворе старики играют домино,
д) дом опустел,
ж) в зале суда начался судебный процесс.

2. Выберите те элементы, из которых состоит суждение:
а) понятие,
б) предлог,
в) частицы,
г) подлежащее,
д) предложение,
ж) слово.

3. Выделите те суждения, которые относятся к атрибутивному суждению с количественной стороны:
а) реляционные,
б) общие,
в) транзитивные,
г) частные,
д) единичные,
ж) вспомогательные.

4. Какие из нижеперечисленных суждений учитывают одновременно качественную и количественную характеристику:
а) общеутвердительное суждение,
б) частноутвердительное суждение,
в) количественное суждение,
г) качественное суждение,
д) классификационное суждение,
ж) общеотрицательное суждение,
з) общеистинностное суждение,
е) объективное суждение,
и) частноотрицательное суждение,
к) частноистинностное суждение,
л) среднестатистическое суждение,
м) общелогическое суждение,
н) частнодиалектическое суждение,

5. Определите возможное количество N – местного предиката, выражающего отношение между предметами в реляционном суждении:
а) одноместный предикат,1
б) двуместный предикат,2
в) трехместный предикат,3
г) четырехместный предикат,4
д) пятиместный предикат,5
ж) шестиместный предикат.6

6. Впишите в столбик суждения, относящиеся к реляционному суждению с двуместным отношением R (отношение между предметом):
а) Собор выше гостиницы
б) Гепард быстрее льва
в) Мурманск севернее Москвы

7. Какие из нижеперечисленных понятий имеют отношение к модальному суждению:
а) деонтическая,
б) аксиологическая,
в) алетическая

8. Имеют ли отношение нижеперечисленные суждения к алетической модальности:
а) аподиктические суждения,
б) проблематические суждения,
в) ассерторические суждения

9. Ниже будут даны союзы и союзные сочетания. Выделите те союзы, которые являются логическими союзами:
а) и,
б) или,
в) поскольку,
г) постольку,
д) либо.., либо,
ж) если бы,
з) чтобы,
е) тоже,
и) также,
к) если.., то,
л) итак,
м) зато,
н) тогда и только тогда, когда,
о) если и только если, то
п) причем,
р) притом,
с) как будто,
т) потому что,
у) оттого что,
ф) так как,
х) так что,
ц) как только,
ч) то есть.

10. Определите, какие высказывания являются сложными логическими суждениями:
а) Низшие социальные слои иерархического общества могут уважать себя и быть уважаемыми другими;

б) Уменьшение неравенства – идеал, весьма притягательный для граждан западных стран;

в) Этот идеал успешно осуществляется в свободолюбивых современных государствах, например, в Швеции;

г) Борцы за гуманное обращение с бедняками и низшими классами требуют если не полного экономического, то, по крайней мере, как можно меньшего неравенства;

д) Достижение идеала возможно, но не всегда имеет место в действительности;

ж) Все обвиняемые в нарушении конкретного закона могут равно преследоваться, все же иногда сам закон предусматривает различие между некоторыми группами соответствующего общества;

з) Закон, применяемый только к одному человеку, но неприменяемый к другому, не был бы законом;

е) Было бы бессмысленно прилагать старания к обеспечению равных возможностей, если бы это не приносило практических результатов, если бы ими не пользовались люди, принадлежащие к определенным социальным группам;

и) Если вы считаете, что всякая собственность есть кража, то у вас не должно быть сомнений относительно ее перераспределения;

к) Говоря о равенстве, мы будем иметь в виду либо политическое равенство, либо равенство в отношении материальных благ и дохода.

11. Даны три суждения. Укажите название этих суждений по логическому союзу:
а) Человечество живет при государственной форме правления по той же причине, по какой пчелы живут в ульях, поскольку оно вынуждено жить в государстве по своей природе;- эквиваленция

б) Даже если для человеческих существ естественно жить в государствах, такая жизнь не является абсолютно неизбежной;- импликация

в) Род человеческий столь разнолик, что вообще трудно сказать, что для него естественно, а что неестественно.- строгая дизъюнкция


Тесты к теме 4
1. Какой из обозначенных пунктов отражает содержание определения умозаключения:
а) умозаключение есть связь двух и более понятий,
б) умозаключение есть единство простого и сложного суждений,
в) умозаключение есть следствие, вытекающее из двух и более суждений,
г) умозаключение есть единство понятий и суждений

2. Ниже обозначены структурные элементы. Определите, какая из этих систем элементов составляет структуру умозаключения:
А
а) понятие,
б) суждение,
в) умозаключение;

Б
а) субъект,
в) предикат,
г) квантор;

В
а) логическая форма,
б) связка,
в) сложное суждение;

Г
а) посылки,
б) связка,
в) заключение;

Д
а) суждение,
б) доказательство,
в) заключение

3. В приведенном списке необходимо выявить те термины, которые указывают на наличие умозаключения в тексте:
а) позволительно,
б) поэтому,
в) поскольку,
г) посредством,
д) по причине того,
ж) по крайней мере,
з) потому что,
е) с тех пор,
и) так как,
к) ибо,
л) значит,
м) закономерно,
н) следовательно,
 соответственно,
г) вследствие этого.

4. Укажите те умозаключения, которые соответствуют его классификации:
а) дедуктивное,
б) достаточное,
в) дополнительное,
г) дополняющее,
д) инструментальное,
ж) инвариантное,
з) исследовательское,
е) истинностное,
и) индуктивное.

5. Какие умозаключения из нижеприведенного списка относятся к дедуктивному заключению:
а) достаточное,
б) доказательное,
в) демонстративное,
г) деконструктивное,
д) выводное,
ж) вероятностное,
з) выверенное,
е) вводное

6. Какие термины являются терминами строения силлогизмов:
а) обобщенный термин,
б) абстрактный термин,
в) больший термин,
г) меньший термин,
д) многозначный термин,
ж) сопутствующий термин,
з) средний термин,
е) сильный термин,
и) нижний термин

7. Сколько способов построения силлогизмов существует по сочетанию между собой субъектно-предикативной структуры:
а) один,
б) два,
в) три,
г) четыре,
д) пять,
ж) шесть,
з) семь,
е) восемь

8. По правилам фигур определите правильность силлогизмов, произвольно подобрав соответствующие суждения:
А
Все М – Р           Ответ: неправильно
Все М – S                
Все S – P                 Все студенты - учащиеся
                              Все студенты - спортсмены
                              Все спортсмены - учащиеся



Б
Все Р – М           Ответ: Все постановленияP-законыM
Ни один S не суть М        ни один указS  не суть законовM
Ни один S не суть Р         ни один указS не суть постановленийP

Ответ: правильно










9. Используя круговые схемы, определите, какие из следующих силлогизмов правильны:

а) Все политические партии (а) являются государственными органами (b),
  Все профсоюзные (c) не являются государственными органами,
  Все профессиональные союзы не являются политическими организациями (a);







Ответ: правильно

б) Все уважаемые люди (a) являются гражданами своей страны (b),
   Все граждане (b) страны трудятся во благо общества (c),
   Некоторые трудящиеся во благо общества являются уважаемыми людьми;







Ответ: правильно

в) Все события (a) имеют начало и конец (b),
  Все события происходят во времени (c),
  Все, происходящее во времени, имеет начало и конец.





Ответ: неправильно

10. Используя соответствующие модусы, определите, являются ли правильными следующие условно-категорические умозаключения:

а) - Если студент систематически посещает занятия, то он успешно сдает сессию,
  - Студент успешно сдал сессию,
  - Следовательно, студент систематически посещал занятия;
Ответ: неверно

б) - Если в магазине при ревизиях систематически обнаруживаются одни и те же безакцизные товары, то в данном магазине реализуются незаконно произведенные товары,
  - В магазине при ревизиях не обнаруживаются одни и те же безакцизные товары,
  - В данном магазине не реализуются незаконно произведенные товары;
Ответ: неверно

в) - Если в стране работают законы, то граждане чувствуют себя безопасно,
  - В стране работают законы,

 - В стране граждане чувствуют себя безопасно.
Ответ: верно


Тесты к теме 5
Внимательно прочтите список. Выделите те названия, которые имеют отношение к классификации индукции:
а) общая индукция,
б) частная индукция,
в) полная индукция,
г) неполная индукция,
д) половинчатая индукция,
ж) содержательная индукция,
з) полноценная индукция,
е) популярная индукция,
и) научная индукция,
к) ненаучная индукция,
л) селекционная индукция,
м) социологическая индукция,
н) дедуктивная индукция.

2. Проанализируйте следующие рассуждения. Установите, к какому виду они относятся:
а) В средневековом сборнике поучительных рассказов и притч под заголовком "физиономистика в представлениях мудрецов” есть такое поучение: «мягкие волосы указывают на робость. Жесткие волосы – признак храбрости. Ибо заметьте, что у верблюда, у зайца, у ягненка – мягкая шерсть. А у льва и вепря – жесткая шерсть. Это же мы наблюдаем и у пернатых»; индуктивное
 
б) Согласно пифагорейскому учению в мире планет существует определенный порядок. Они утверждали, что планеты не могут двигаться иногда быстрее, иногда медленнее, а иногда оставаться неподвижными. Такая «суетливость» нетерпима в движениях планет, как никто не потерпел бы такой суеты в движениях солидного человека. – дедуктивное
 
в) Все травы имеют определенные свойства: либо полезные для человека, либо вредные для него. делуктивное,

Имеется суждение «Власть государства не есть договорное право, поскольку мы, граждане, никогда не обещали подчиняться государству и не договаривались об этом; мы рождаемся на территории того или иного национального государства и вскоре сталкиваемся с необходимостью подчинения, не зависящей от нашего желания». Является это суждение выводом полной индукции
а) да,
б) нет

4.В данном тексте установите, о каких видах умозаключения здесь идет речь:
а) И государство, и шайка бандитов, такая как мафия, используют силу, чтобы заставить людей подчиняться; государства, подобно бандитам, могут быть своевольными и деспотичными. Бандиты, как и государства, иногда могут быть доброжелательными; государства, как и бандиты, часто бывают злонамеренными индуктивное,

5. Установите, к какому виду индуктивного заключения эти суждения относятся, насколько в них обоснованы выводы:
а) выдающийся астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел «взаимной» любви мужчины и женщины. – неполная индукция

б) обилие волос на животе человека говорит о его большом желании жениться. И это же отмечено у пернатых; - неполная индукция

в) если и этот, и тот, и другой лебеди белые, то все лебеди, должно быть, белые. – неполная индукция

6. Установите, что является причиной этих явлений:
 а) явление 1, 2, 3 вызывает а,
б) явление 11, 2, 3 вызывает а1,
в) явление 12, 2, 3 вызывает а2
______________________________________
Вероятно, обстоятельство 1 есть причина а


7. Рассуждая по аналогии, определите, должен ли Ходжа отдавать котел и что он ответит:
а) из анекдотов о Ходже Насреддине: «Однажды Ходжа занял у соседа котел. После вернул котел обратно, положив в середину маленькую сковородку. А это что – спросил хозяин, указывая на сковородку. Это ваш котел родил, - сказал ходжа. Сосед обрадовался и взял себе сковороду. Еще раз попросил Ходжа котел, но не возвращал его очень долго, так что хозяин стал сам уже требовать вернуть. На это Ходжа ответил: я должен сообщить тебе печальное известие: твой котел скончался. Сосед удивился: да видано ли это, чтобы котел умирал
если А, то Б
А
Б
Хаджа не должен отдавать котел, т.к. если сосед поверил, что он родил (А), то поверит, что умер (Б)
А раз он поверил, что родил (А)
Должен поверить, что котел умер (Б)
На это ходжа отвечал: «Если ты поверил, что котел может рожать, то почему не веришь, что он может умереть?»

8. В каком из следующих индуктивных суждений заключения более правдоподобны Расположите этих умозаключений в соответствующем порядке возрастания их правдоподобности:

а) Венера движется вокруг Солнца, Юпитер движется вокруг Солнца. Значит, все планеты солнечной системы, включая малые планеты, движутся вокруг Солнца;

б) Плутон и Нептун движутся вокруг Солнца. Значит, все планеты солнечной системы, включая и малые, а также астероиды, движутся вокруг Солнца;

в) Земля движется вокруг Солнца, Марс движется вокруг Солнца. Значит, все планеты солнечной системы движутся вокруг Солнца;

г) Меркурий движется вокруг Солнца, значит, все планеты солнечной системы движутся вокруг Солнца.

б, а, г, в

9. По какому методу установления причинных связей сделаны заключения в следующих рассуждениях:

а) При удалении во время занятий из аудитории студента Петрова, эффективность занятий заметно повышалась. Отсюда делалось заключение, что присутствие данного студента на занятии заметно дезорганизует работу группы; - метод сопутствующих изменений

б) Установлено, что занятия по логике эффективно проводить при определенном количестве студентов. При большом увеличении группы сверх этого состава семинарское занятие проводить гораздо труднее, а при дальнейшем увеличении состава учебной группы занятие проводить становится практически невозможно. Отсюда делается вывод, что увеличение количественного состава учебных групп сверх определенного оптимального уровня является причиной ухудшения качества образования (в данном случае по логике); - метод сопутствующих изменений

в) Различные тела: камень, пух, листок бумаги и т.д. падают с различной скоростью. В чем причина Проделаем опыт. Будем бросать те же тела в резервуаре, из которого выкачали воздух. Оказывается, что здесь тела падают с одинаковой скоростью. Вывод, который следует из этого: причиной разных скоростей падения тел является воздух – метод сопутствующих изменений

10. Какому умозаключению (дедуктивному или индуктивному) имеют отношения эти суждения:
а) В собственном доме вы имеете право обращаться с вежливыми требованиями к своим гостям, например: «Пожалуйста, не пользуйтесь этой комнатой, она предназначена для бабушки». Эти вежливые требования суть запреты, которые вы, как хозяин, имеете право внушить своим гостям, и тем самым косвенно вынуждаете их подчиниться тому порядку, который установился в доме; - дедуктивное
б) Право государства на подчинение подданных таково, что власть государства в случае необходимости всегда опирается на силу - индуктивное

Тесты к теме 6
1. Относятся ли нижеперечисленные особенности к абстрактно-логическому мышлению, ориентированному на истинностное знание:
а) последовательность,
б) логичность,
в) обоснованность

2. Какие из этих законов относятся к формальной логике:
а) закон естественного отбора,
б) закон всемирного тяготения,
в) закон достаточного основания,
г) закон отрицания отрицания,
д) закон сохранения энергии,
ж) закон непротиворечия,
з) закон социальных льгот,
е) закон исключенного третьего,
и) закон замены равного равным,
к) закон тождества,
л) закон Ома

3. Закон тождества предполагает:
а) достаточно точное отражение объекта мысли в пределах некоторого рассуждения;
б) одинаковое понимание содержания мысли собеседниками в пределах некоторого рассуждения;
в) неизменяемость мысли в пределах некоторого рассуждения;
г) использование разнообразных мыслей для доходчивого объяснения сути предмета в пределах некоторого рассуждения;
д) воспроизведение какой-либо смысловой единицы речи в разных контекстах.

4. Какое из приведенных суждений соответствует закону тождества:
а) мысль, с которой начался разговор, должна сохраняться до конца этого разговора;
б) мысль, которая не упоминалась в начале разговора, должна быть высказана в середине или в конце разговора;
в) мысль, с которой начался разговор, не должна повторяться в дальнейшем, чтобы избежать однообразия речевого акта

5. Укажите, какие из этих требований подходят к закону непротиворечия:
а) мыслить непротиворечиво,
б) мыслить противоречиво,
в) мыслить логически,
г) мыслить по закону непротиворечия.

6. Имеют ли эти высказывания отношение к закону непротиворечия, если да, то какое именно высказывание:
а) не украл, а только взял,
б) не ходил, а пешком шел,
в) не врал, а только говорил неправду

7. Какие из этих суждений являются контрарными (противоположными):
а) законы работают, законы не работают,
б) все законы работают, ни один закон не работает,
в) все законы должны работать, некоторые из них не работают,
г) либо все законы работают, либо некоторые из них не работают,
д) либо ни один закон не работает, либо некоторые законы работают

8. Какое из этих двух положений относится к закону исключенного третьего:
а) закон запрещает признавать одновременно ложными два суждения, противоположных (контрарных) друг другу,
б) закон запрещает признавать одновременно истинными два суждения, противоположных (контрарных) друг другу

9. Какие пункты соответствуют закону достаточного основания:
а) всякая истинная мысль должна быть обоснована,
б) ни одна истинная мысль не нуждается в своем обосновании,
в) ни одна истинная мысль не может иметь основание в силу собственной самодостаточности,
г) каждая мысль истинна постольку, поскольку имеет своим основанием другая мысль, истинность которой давно доказана

10. Являются ли обоснованность и доказательность свойствами правильного логического мышления:
а) да,
б) нет

Тесты к 7 теме
1. Вопрос есть необходимая часть мыслительного процесса. В какой форме выражается эта часть, т.е вопрос:
а) в форме предложения,
б) в форме суждения,
в) в форме умозаключения,
г) понятия,
д) в форме тезиса,
ж) в форме гипотезы

2. Выделите функции, выполняемые вопросом:
а) мировоззренческая функция,
б) логическая функция,
в) методологическая функция,
г) критическая функция,
д) проверочная функция,
ж) преобразовательная функция,
з) познавательная функция,
е) коммуникативная функция,
и) аналитическая функция,
к) синтетическая функция,
л) объяснительная функция,
м) конструктивная функция,
н) проверочная функция.

3. Определите на предмет корректности этот вопрос-ответ, адресованный газете Буревестник Дона:
«Рабочий К. (Астрахань): "Зачем таить от рабочих правду, что Ельцин сдох в 1996 г. Олигархи подсунули нам двойника, а сами правят под диктовку Запада! Это постоянно твердить Мухин в своей Дуэли, а ваш Анпилов молчит…”» //Мухин Ю. Код Ельцина. М., 2005. С. 124.
а) корректный,
б) некорректный.

4. Можно ли рассматривать научно-исследовательскую проблему в качестве вопроса:
а) да,
б) нет

5. Установите, какие из нижеприведенных вопросов можно признать в качестве некорректного вопроса:
а) бессмысленный вопрос,
б) недоопределенный вопрос,
в) провокационный вопрос,
г) тавтологичный вопрос.

6. Установите, какие ответы являются отражающими содержание и организацию вопроса:
а) правильные,
б) неправильные,
в) прямые,
г) косвенные,
д) конкретные,
ж) соответственные,
з) несоответственные.

7. По достоверности содержания ответы подразделяются на:
а) правдоподобные,
б) неправдоподобные,
в) соответствующие действительности,
г) несоответствующие действительности,
д) достоверные,
ж) недостоверные,
з) истинные,
е) ложные.

8. В зависимости от области поиска информации выделяют следующие ответы:
а) обоснованные,
б) необоснованные,
в) верные,
г) неверные,
д) правильные,
ж) неправильные,
з) прямые,
е) косвенные,
и) краткие,
к) сложные.

9. По грамматической структуре ответы бывают:
а) краткие,
б) развернутые,
в) простые,
г) сложные,
д) единичные,
ж) общие,
з) частные.

10. По объему представленной информации ответы делятся на:
а) популярные,
б) непопулярные,
в) полные,
г) неполные,
д) правильные
ж) неправильные,
з) полноценные,
е) неполноценные,
и) последовательные,
к) непоследовательные,


Тесты к 8 теме
Доказательство как процедура обоснования используется в:
а) области искусства,
б) интеллектуальной сфере,
в) сфере практики,
г) экономической деятельности,
д) политической жизни,
ж) религиозном познании.

Доказательство, как правило, всегда связано с непосредственным практическим опытом. Выделите дисциплину, в которой доказательство не связано непосредственно с опытом:
а) математика,
б) физика,
в) астрономия,
г) астрофизика,
д) астробиофизика,
ж) биология,
з) астробиология,
е) химия,
и) биохимия,
к) геология,
л) история,
м) психология,
н) философия,
о) социология.

Как можно обосновать положение, когда нет возможностей привести эмпирических фактов в качестве доказательства:
а) путем выведения доказываемого положения из других, достоверность которых полагается установленной,
б) ждать, пока не будут найдены подходящие факты

4. Процедура доказательства предназначена для того, чтобы:
а) делать суждение истинным,
б) устанавливать истинность суждения.

5. Даны три группы элементов. Выберите ту группу элементов, которые составляют структуру доказательства:
А
а) анализ,
б) синтез,
в) обобщение;

Б
а) понятие,
б) суждение,
в) умозаключение;

В
а) тезис,
б) аргумент,
в) демонстрация.

6. Из перечисленного ниже нужно выделить два вида доказательства:
а) правильное,
б) прямое,
в) основное,
г) обосновывающее,
д) экспериментальное,
ж) классическое,
з) косвенное,
е) неклассическое,
и) первичное.

7. Различают три вида опровержения доказательства. Установите их исходя из данного списка:
а) опровержение понятия,
б) опровержение суждения,
в) опровержение тезиса,
г) опровержение заключения,
д) опровержение аргументов,
ж) опровержение гипотезы,
з) опровержение демонстрации,
е) опровержение вопроса,
и) опровержение индукции,
к) опровержение дедукции.

8. Имеют ли перечисленные положения отношение к правилам доказательства:
а) тезис должен быть сформулирован ясно и точно,
б) тезис должен оставаться постоянным на протяжении всего доказательства,
в) аргументы должны быть истинными суждениями

9. Уберите из списка то, что не относится к ошибкам по отношению к тезису:
а) подмена тезиса,
б) слишком мало доказывается,
в) слишком много доказывается,
г) прибегает к посторонней помощи,
д) пренебрегает порядком изложения мысли,
ж) пытается показать свою эрудицию,
з) использует логические законы,
е) обосновывает используя схемы умозаключения.

10. Удалите те пункты из списка, которые не относятся к ошибкам, возможным по отношению к аргументам:
а) аргумент к авторитету,
б) аргумент к публике,
в) аргумент к личности,
г) палочный аргумент,
д) аргумент к невежеству,
ж) аргумент к юриспруденции,
з) аргумент к правительству,
е) аргумент к культуре.

Тесты к 9 теме
1. Что является предпосылкой гипотезы:
а) вопрос,
б) проблемная ситуация,
в) суждение,
г) умозаключение,
д) доказательство суждения

2. Какие из приведенных положений включает в себя гипотеза:
а) истинные утверждения науки,
б) положения, требующие установления своей истинности,
в) истинные положения научного знания и предположения, требующие установления своей истинности,
г) доказанную теорию,
д) научную проблему

3. Предназначение гипотезы состоит в том, чтобы:
а) демонстрировать новое знание,
б) показать правильность умозаключения,
в) придать суждениям логический смысл,
г) установить истинностное значение предположениям,
д) выявить корректные или некорректные вопросы

4. Гипотеза подвержена развитию. Можно ли считать перечисленные пункты циклами динамики гипотезы:
а) выдвижение гипотезы,
б) выведения следствия,
в) проверка следствия

5. Содержится ли в этом тексте гипотеза:
«В сороковые годы Пригожин предположил, что увеличение энтропии, установленное вторым началом термодинамики, не всегда создает беспорядок, в некоторых системах, таких как взвешенные химические элементы, которые он изучал в своей лаборатории, энтропическое смещение может приводить к удивительным результатам. Он также начал понимать, что вектор времени – очень важный предмет в структуре Вселенной. "Это уже приводило меня в некотором смысле в конфликт с великими физиками, типа Эйнштейна, который говорил, что время – это иллюзия”»
а) да,
б) нет

Установите, какие могут быть способы проверки гипотезы:
а) практический,
б) логический,
в) теоретический.

Гипотеза – это:
а) доказанное теоретическое знание,
б) научные предположения, требующие доказательства,
в) научные проблемы, требующие своего исследования,
г) эмпирические факты,
 д) задачи, вытекающие из эмпирических фактов, и требующие своего решения.

8. Оцените этот тезис: «Гипотезы могут отличаться одна от другой степенью вероятности, или обоснованности, выдвигаемого в них предположения». Вы согласны с этим
а) да,
б) нет.

9. «Исключение гипотезы из числа предположений, могущих объяснить наблюдаемый ход и порядок явлений, необходимо, когда открывается хотя бы один факт, противоречащий основному допущению гипотезы». На Ваш взгляд, имеет

Социальные закладк

Мультимедия

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 13
    Гостей: 13
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024